Длительное блокирование границы приведет к удорожанию логистики и снижению конкурентоспособности украинского экспорта
В понедельник, 6 ноября, польские автоперевозчики начали блокаду движения грузовиков через три крупнейших пункта пропуска на границе с Украиной – Корчева – Краковец, Гребенное – Рава Русская, Дорогуск – Ягодин. За два дня блокады с обоих сторон украинско-польской границы было заблокировано 20 тыс. транспортных средств, в том числе со стороны Польши «встали» 1700 грузовиков. Украина в части выполнения требований забастовщиков может пойти только на ограниченные компромиссы, а поляки готовы к сравнительно длительной осаде – блокаде погранпереходов в течение двух месяцев. По крайней мере, польские перевозчики имеют официальное разрешение на проведение забастовки.
Как и до войны, металл является крупнейшей статьей украинского экспорта в Польшу. Если для зерна на время открыли экспортный коридор в Черном море, то вывезти продукцию украинских металлургов из Украины можно только по суше. За менее чем неделю блокады точные убытки от простоев в очередях на границе пока рано подсчитывать – кто-то только оформил груз, другие еще не доехали до границы. Но этот ущерб уже есть, и его уже считают как украинские предприниматели, так и европейские компании, работающие с украинским рынком.
Причины блокады
После начала полномасштабной войны пункты пропуска на западной границе стали для украинских экспортеров единственными транспортными коридорами на рынки ЕС, а дальше и всего мира. Евросоюз для поддержки украинской экономики на год отменил получение нашими перевозчиками разрешений. Летом текущего года ЕС продлил действие этой нормы до июня 2024 года, что повлияло на бизнес польских перевозчиков. Блокадой занимается только одна из четырех польских ассоциаций перевозчиков — остальные три ее не поддержали.
В блокаде участвуют водители грузовиков, ранее работавших на рынках Беларуси и РФ. Они лишились возможности работать там из-за запрета въезда польских грузовиков в Беларусь и Россию после аналогичного решения Польши, которое вступило в силу 1 июня 2023 года. Иными словами, непосредственно Украина имеет весьма отдаленное отношение к возникновению проблем у этой части польских перевозчиков.
Однако есть и другие причины «бунта» польских перевозчиков — главная из них – непрогнозируемость и непредсказуемость наших грузопотоков.
«Собственно, сам «дикий» украинский рынок, проявившийся «ценовыми горками» и беспорядочными инвестициями отечественного бизнеса в парк грузовиков на протяжении 2022-2023 годов. Сейчас эти автомобили оказались в профиците и замещают в Европе польский грузовой транспорт, вынужденно простаивающий в очередях. Естественно, что пропускная способность границы не соответствовала выросшему в разы грузопотоку с началом полномасштабной войны. Это повлекло за собой очереди, в которых простаивают и украинский, и польский грузовой транспорт», – рассказывает Юрий Щуклин, владелец компании «Вантаж+».
Справедливости ради необходимо сказать, что большие очереди на границе наблюдались и до начала блокады. Согласно опросу, проведенному Федерацией работодателей Украины (ФРУ), средняя задержка грузов у 40% респондентов составляла 5-10 дней, у 53% опрошенных – 10-15 дней. Причем за последнее время ситуация только ухудшилась.
Ситуацию накаляет и тот факт, что по итогам 2022 года Польша занимает первое место по объемам двусторонней торговли товарами между Украиной и странами Европы. На нее приходится почти 25% от общего объема, который продолжал расти несмотря на войну.
Требования польських перевозчиков
Перечень требований польских перевозчиков, которые ведут блокаду трех погранпереходов, выглядит достаточно внушительно:
- Возврат к системе разрешений на грузоперевозки для украинских перевозчиков (до 200 тыс. в год), которая существовала до войны.
- Введение отдельных очередей для грузовиков из ЕС в системе «єЧерга».
- Выделение отдельных полос для пустых фур.
- Запрет регистрации в Польше компаний с капиталом из-за пределов Евросоюза.
- Доступ к системе «Шлях».
- Ужесточение правил перевозок по ЕКМТ (сертификат Европейской конференции министров транспорта), позволяющих осуществлять многократные международные перевозки.
«Одно из требований польских перевозчиков – предоставление для авто на номерах ЕС отдельной очереди в украинской системе «ЄЧерга», я абсолютно поддержал бы. Они не должны простаивать в наших очередях и должны иметь возможность перевозить грузы без лишних задержек», – считает Юрий Щуклин.
Реакция Украины
С одной стороны, Украина «услышала» требования в части функционирования полос для пустых фур в пункте пропуска Ягодин – Дорогуск и обновлении функционала системы «єЧерга» относительно возможности заменять водителя для «порожняка». Кроме этого, Украина предложила запустить пустой транспорт через пункт Угринов – Долгобычев, где есть соответствующая полоса.
С другой, украинские власти считают, что большинство польских требований изначально невыполнимы.
«Ключевое, что требуют протестующие – вернуться в систему разрешений на грузовые перевозки. Это вопрос, который не обсуждается на таких встречах. И важно для нас: «транспортный безвиз» должен продолжаться и быть пролонгированным. Как минимум до тех пор, пока не наступит наша победа. Абсурдность требования в том, что польские протестующие обращаются не к своему правительству, а хотят, чтобы Украина обратилась к ЕС по поводу разрешений. Остальные вопросы протестующих не интересуют. Пытаемся искать компромиссы, чтобы увеличить пропускную способность и выполнять уже заключенные! меморандумы, но это сложно. Предложили польским властям запустить полосы для пустых грузовиков на ПП «Угринов – Долгобычев» и «Грушев – Будомеж». Ждем ответ еще раз», — заявил заместитель министра развития, громад и инфраструктуры Сергей Деркач.
Судя по всему, быстрого решения ситуации, которое устроит всех, не будет. Тем временем польские перевозчики угрожают держать блокаду два месяца.
Между тем, Союз автомобильных перевозчиков Словакии (UNAS) угрожает заблокировать украинским перевозчикам пересечение границы со своей стороны. Таким образом они требуют, чтобы Европейская комиссия вернула выдачу коммерческих разрешений на перевозки в пределах Евросоюза.
Как сообщают словацкие медиа, на восточной границе Словакии, в частности на пограничном переходе «Вишне Немецкое – Ужгород» уже наблюдается значительное накопление грузовиков, которые едут в Украину.
Последствия блокады
Блокирование границы привело к очередям в 40 км с польской стороны перед заблокированными пунктами пропуска.
По состоянию на сейчас протестующим удалось добиться следуещего:
- Огромный ущерб украинским перевозчикам и экспортерам.
- Риск срыва поставок военных и гуманитарных грузов.
- Убытки понесли польские компании.
- Гуманитарная катастрофа на польской территории, где на въезде в Украину уже стоят тысячи автомобилей без доступа к бытовым удобствам.
По словам Анатолия Кинаха, президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), действия польских перевозчиков вредят не только Украине, нашему экспорту, но и польским экспортерам, поставляющим товары в Украину, а также французским, латвийским, немецким и другим потребителям украинской продукции, которая не может быть доставлена в срок в торговые сети ЕС по контрактам.
После начала блокады польских перевозчиков немецкий Spiegel написал, что несколько предприятий с немецким капиталом задумываются о выходе из Украины. Не из-за российской агрессии, а из-за ситуации на западной границе.
«За неделю задержки груза одна украинская компания-экспортер не смогла вовремя загрузить у европейских поставщиков более десятка заказов на общую сумму €500 тыс. Поэтому непонятно, кто выиграет от таких забастовок», – добавляют в Европейской Бизнес Ассоциации (EBA).
Однако в условиях войны и всего масштаба проблем, вызванных боевыми действиями, блокада важных транспортных путей – это чувствительный удар, прежде всего, по нашей стране – как по украинским экспортерам, так и по импортерам, которые с большим трудом смогли наладить новые логистические маршруты после 24 февраля. Следствием будут срывы сроков поставки продукции, нарушение договорных обязательств с партнерами, порча продукции, имеющей ограниченные сроки годности и, как следствие, прямые финансовые и репутационные потери.
«Их протест это вопрос всего бизнеса, как украинского, так и европейского. Потому, что многие компании имеют свои контракты, многие из которых не выполняются. Бизнес от этого страдает, экономика как Украины, так и ЕС страдает из-за такой блокады. Кроме этого, у нас начинаются гуманитарные проблемы — некоторые доноры не хотят направлять сюда гуманитарную помощь, чтобы их водители не застряли в этой блокаде. Поэтому мы объяснили протестующим, что эта ваша мера приводит к гораздо большим убыткам, чем вам кажется. По их мнению, они просто не разрешают ехать украинским перевозчикам. Но такие действия приводят к гораздо большим последствиям, и мы об этом сказали польскому правительству», — заявил Сергей Деркач.
Методы решения
Блокада польских перевозчиков нарушает действующие международные соглашения, в частности между Украиной и Евросоюзом. Исходя из этого нужно ставить вопрос перед властями Польши о соблюдении международного права.
Украинский бизнес предлагает определенные меры по улучшению ситуации. Если совместить предложения бизнеса украинским властям по уменьшению очередей на границе, то получим такой список мер:
- Модернизация существующих и строительство новых общих пунктов пропуска на украинско-польской границе.
- Сближение таможенных процедур на польско-украинских пунктах контроля и выработка соответствующих рекомендаций по изменению таможенного законодательства и практик таможенных ведомств обеих стран. Конечная цель – введение совместного контроля в пунктах пропуска.
- Введение отдельных полос движения для субъектов ВЭД, получивших статус АЭО, упрощений в рамках Конвенции о процедуре совместного транзита или других упрощений в рамках Таможенного кодекса Украины.
Источник : GMK Center