В густом лесу в центральной Украине солдаты украинской артиллерийской батареи тренируются перед отправкой на передовую.
Для кого-то это будет возвращение в бой, для кого-то это будет первый раз — они заменят тех, кто был ранен или убит.
Стреляя по мишеням на поляне из автоматов АК-47, они тщательно экономят боеприпасы. И не только в тренировочных лагерях дефицит запасов.
«Конечно, у нас достаточно боевого духа, чтобы победить. К сожалению, сейчас у нас не хватает оружия», — говорит мне Роман, их командир. «Главное, чтобы патронов хватило».
На передовой им приходится экономить, объясняет он. «Это не секрет. Количество боеприпасов, которое ежедневно использует противник, как минимум в пять раз превышает количество боеприпасов, которое используем мы».
Поставки от союзников были необходимы для Украины в этой войне. Для Романа и других солдат саммит НАТО в Вильнюсе — решающий момент, когда они должны убедиться, что у них есть все необходимое для продолжения борьбы.
Широко распространено ожидание, что на саммите будет обещано новое оружие, а также дополнительные поставки боеприпасов. Решение США предоставить кассетные боеприпасы из имеющихся запасов на прошлой неделе отчасти было попыткой временной меры до того, как будут готовы новые артиллерийские поставки.
Но с точки зрения Украины саммит касается гораздо большего, чем просто оружие и боеприпасы — речь идет о том, какие обязательства будут предложены стране, когда дело дойдет до вступления в альянс.
Украина уже много лет стучится в двери НАТО. Чего он хочет, так это большего, чем просто приятные звуки и ощущение, что его оставили в постоянной комнате ожидания.
В основе НАТО лежит статья 5, в которой говорится, что нападение на одного члена является нападением на всех. Этот принцип коллективной обороны мог бы защитить Украину, но — с этим согласны почти все — его очень трудно внедрить, когда страна уже находится в состоянии войны.
«Мы считаем, что уже давно пора пригласить Украину в НАТО», — заявил пресс-секретарь министра иностранных дел Украины Олег Николенко.
«Приглашение вступить в НАТО не означает немедленного членства в НАТО. Мы осознаем тот факт, что пока идет война, Украина не сможет вступить в НАТО. Но мы говорим о приглашении и установлении четкие сроки для этого».
Саммит НАТО 2008 года в Бухаресте отбрасывает длинную тень. Украине, как и Грузии, сказали, что вступление в ЕС может состояться в будущем, но без ясного пути и без ожиданий, что это произойдет в ближайшее время.
Это разозлило Россию, но не предложило никакой защиты взамен. Грузия подверглась нападению со стороны России в 2008 году, и Украина тоже напала — сначала в 2014, а затем в 2022 году. Многие из тех официальных лиц США, которые принимали решение в Бухаресте, теперь признают, что это была ошибка.
На этот раз Украина хочет большей ясности и конкретных гарантий. Точный характер и сроки любого обязательства могут иметь реальные последствия для войны. Например, некоторые аналитики утверждают, что предложение членства только после окончания войны может побудить Россию поддерживать конфликт на низком уровне, чтобы затормозить членство.
Но есть действующие члены НАТО, которые опасаются предлагать слишком много Украине сейчас. Они опасаются, что это может приблизить НАТО к войне с Россией.
Это мнение вызывает некоторое раздражение в Украине.
«Давайте будем честными: в течение длительного времени НАТО уделяло слишком много внимания тому, позволит ли им Россия что-либо сделать», — сказал мне советник аппарата президента Украины Михаил Подоляк, когда я посетил его усиленно охраняемый офис в центре столицы.
«НАТО должно однозначно сказать, что предпосылок для этого, связанных с российскими угрозами, больше нет».
Украинцы рассматривают членство как способ положить конец войне путем сдерживания России, а не ее эскалации. Они признают, как ясно дал понять в последние дни президент США Джо Байден, что Украине необходимо провести реформы, которые должен провести любой потенциальный член.
Но они утверждают, что НАТО было создано, чтобы противостоять Москве в период холодной войны, и тем не менее сейчас именно Украина эффективно сражается на стороне НАТО, защищая свой восточный фланг от России, каждый день гибнут ее солдаты и мирные жители.
Для многих в Киеве ошибочно заострение внимания некоторых членов альянса на рисках, связанных с приглашением. Каковы, спрашивают они, риски бездействия?
На публике украинские официальные лица стараются звучать оптимистично и не вступать в дискуссии о последствиях, если получат лишь расплывчатые обещания и более слабые «гарантии безопасности». Они не хотят показаться неблагодарными за оружие и боеприпасы, которые им нужны прямо сейчас.
Но в частном порядке чиновники опасаются, что в долгосрочной перспективе неспособность привести Украину в более тесное сотрудничество с Западом будет использована Москвой для продвижения внутри страны нарратива о том, что Украина подведена и Западу нельзя доверять. Люди могут чувствовать себя преданными, сказал мне один высокопоставленный чиновник.
Опасаются, что без формального членства Запад может устать поставлять Украине оружие и боеприпасы, в которых нуждается Украина, поскольку война продолжается. Именно на это рассчитывает Владимир Путин и Россия.
Так в Киеве об этом беспокоятся?
«У меня встречный вопрос: что значит устал поддерживать Украину?» — замечает советник президента Михаил Подоляк, когда я задаю ему этот вопрос.
«Это означает, что демократия не умеет защищаться. И что любая авторитарная страна, если она способна бороться, всегда будет побеждать».
Источник : BBC