Home » Почему Сирил Рамафоса из ЮАР возглавляет миротворческую миссию в Украине
Военный Глобальные новости Новости Украина

Почему Сирил Рамафоса из ЮАР возглавляет миротворческую миссию в Украине


Семь африканских лидеров отправились в Украину и Россию с миротворческой миссией, надеясь добиться прекращения войны, которая сильно повлияла на уровень жизни на континенте.

Делегация из ЮАР, Египта, Сенегала, Конго-Браззавиля, Коморских островов, Замбии и Уганды встречается с президентом Владимиром Зеленским в пятницу и с президентом Владимиром Путиным в субботу.

Но время визита кажется неподходящим. Это происходит как раз в тот момент, когда Киев начинает свое хваленое контрнаступление.

Итак, чего на самом деле может достичь эта миссия?

Президент Южной Африки Сирил Рамафоса не предложил никаких сроков или предложений, когда он сделал заявление в прошлом месяце, присоединившись к переполненному кругу потенциальных миротворцев, в который входят Китай, Турция и Папа Римский.

«Какова стратегическая направленность этого вмешательства?» — спрашивает Кингсли Махубела, южноафриканский аналитик рисков и бывший дипломат. «Непонятно. Это фотосессия глав африканских государств?»

Миссия представляет собой необычный всплеск активности, учитывая в значительной степени невмешательство Африки в конфликт, который многие здесь рассматривают в первую очередь как конфронтацию между Россией и Западом.

Это также редкая попытка дипломатического вмешательства за пределами континента — «приветственное событие», учитывая растущую потребность Африки в большем голосе в ООН и других международных организациях, — считает Мурити Мутига, африканский директор Международной кризисной группы (ICG). -бак.

Человек, подготовивший почву, Жан-Ив Оливье, говорил о скромных целях.

Он возглавляет базирующуюся в Великобритании организацию, известную как Фонд Браззавиля, которая занимается прежде всего инициативами мира и развития в Африке, хотя его давние связи с авторитарным лидером Конго-Браззавиля сделали его неоднозначной фигурой.

Г-н Оливье перестал публично комментировать поездку с тех пор, как даты стали официальными. Но в ранее опубликованных интервью он изложил свой подход.

По его словам, цель состояла в том, чтобы начать разговор, а не урегулировать конфликт, начать диалог по вопросам, которые напрямую не затрагивают военную ситуацию, и строить оттуда.

Один из них — возможный обмен российскими и украинскими военнопленными.

Другой заключается в том, чтобы попытаться найти решения важных для Африки вопросов, таких как зерно и удобрения.

Война серьезно ограничила экспорт зерна из Украины и удобрений из России, усугубив глобальную нехватку продовольствия. Африка, которая зависит от импорта обоих, пострадала больше всего.

Г-н Оливье сказал, что африканские лидеры попытаются убедить Россию продлить хрупкое соглашение, позволяющее Украине перевозить зерно через Черное море.

И это побудит Киев помочь найти способы ослабить ограничения на экспорт российских удобрений, которые в настоящее время задерживаются в портах.

Однако есть признаки того, что лидеры “стремятся предложить более существенную сделку между двумя сторонами”, говорит г-н Мутига.

Давление США на Южную Африку

Делегация была разработана для широты и сбалансированности, с членами из разных частей Африки, которые имеют разные взгляды на конфликт.

В него входят четыре президента, премьер-министр Египта и представители Уганды и Конго-Браззавиля.

Считается, что Южная Африка и Уганда склоняются к России, а Замбия и Коморские острова ближе к Западу. Египет, Сенегал и Конго-Браззавиль оставались в основном нейтральными.

Но недавние события в Южной Африке, похоже, повлияли на это предприятие.

Правительство г-на Рамафосы подвергается растущему давлению со стороны США из-за их предполагаемой поддержки войны России. Это связано с заявлениями о поставках оружия в Москву , которые Южная Африка отрицает.

Сторонник временного президента Мали в маске президента России Владимира Путина во время митинга в поддержку хунты и пророссийского митинга в Бамако 13 мая 2022 г.
Подпись к изображению,Президент Владимир Путин пользуется сильной поддержкой в ​​некоторых частях Африки

Администрация Байдена ждет результатов официального расследования Претории, но двухпартийная группа американских законодателей хочет, чтобы Белый дом наказал Южную Африку, пересмотрев важные преференциальные торговые льготы.

«Я думаю, что [миссия] теперь связана с потребностью Южной Африки объясниться», — говорит Алекс Вайнс, директор Африканской программы лондонского аналитического центра Chatham House.

Доктор Вайнс говорит, что американцы больше не пытаются заставить Африку выбирать сторону в конфликте, как это было, когда Россия впервые вторглась в Украину.

Многие африканские государства придерживаются позиции неприсоединения, и США признают, что эта позиция уходит своими корнями в историю холодной войны и не обязательно означает поддержку Москвы.

Теперь Вашингтон «выступает за истинное неприсоединение», говорит он, «отсюда давление на Южную Африку в данный момент, чтобы доказать, что она действительно неприсоединилась».

Г-н Рамафоса был движущей силой в подготовке поездки, завершив ее звонками г-ну Путину и г-ну Зеленскому и проведя брифинг с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем.

Хотя ни Россия, ни Украина не проявили интереса к мирным переговорам, интерес к этому визиту есть у обеих.

Москва наращивает влияние в Африке в качестве противовеса Западу и надеется продемонстрировать это на саммите Россия-Африка в Санкт-Петербурге в следующем месяце.

Украина с места пытается догнать африканскую дипломатию. Недавно она направила на континент своего министра иностранных дел, чтобы отстаивать свою позицию, и будет рада еще одному шансу сделать это.

Украинцы «вероятно, попытаются уговорить африканских посредников не участвовать в саммите», — говорит доктор Махубела.

«Русские хотят показать, что они не изолированы. Но их интересы… взаимоисключающие. Вот почему это создаст дилемму для глав африканских государств, ехать ли им в Санкт-Петербург», — добавляет он.

Аналитики видят в саммите важный показатель отношений Африки с Россией, но не идеологический.

«Африканцы в этом торгуются», — говорит доктор Вайнс, отмечая, что самое большое беспокойство бывших партизан в Мозамбике, с которыми он недавно разговаривал, — это стоимость жизни из-за «этой далекой европейской войны».

«Это не их война, — говорит он.

По словам г-на Мутиги, это на самом деле одно из немногих преимуществ, которые африканские лидеры могли бы принести за мирный стол в качестве посредников, если стороны когда-либо решат сесть за него.

Извор: BBC

Переводить