Роль Центральной Азии как транзитного коридора для товаров из Китая и Юго-Восточной Азии будет возрастать, создавая основу для прочного экономического партнерства с Европейским союзом (ЕС), заявил министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто в ходе недавнее интервью телеканалу Жибек Жолы.
Разделяя свое мнение о двустороннем и многостороннем сотрудничестве между Венгрией и Казахстаном, а также между ЕС и Центральной Азией, Сийярто сказал, что Венгрия рассматривает Казахстан как жизненно важного партнера с расширяющимся сотрудничеством в нефтегазовой отрасли.
Что лежит в основе казахстанско-венгерских двусторонних отношений, и видите ли вы изменения в этих отношениях в ближайшем будущем?
В нашем партнерстве с Казахстаном мы можем выделить три основных направления. Во-первых, Венгрия — это страна, которая использует ядерную энергию уже более четырех десятилетий, и мы понимаем, что атомная энергетика — это устойчивый, дешевый и безопасный способ производства энергии. Мы также понимаем, что большая часть месторождений урана во всем мире находится в Казахстане. Мы также знаем, что правительство Казахстана планирует выйти на рынок атомной промышленности, построив первый ядерный объект в стране. Между двумя странами существует давнее сотрудничество в области образования и обучения, и теперь мы распространяем его и на ядерную сферу. Поскольку мы используем ядерную энергию уже 40 лет, у нас есть действующая, устоявшаяся и хорошо структурированная система обучения и образования.
Второй столп – это нефть. Мы закупаем казахстанскую нефть в повышенном размере, пользуясь вашим владением портом Батуми, откуда могут быть начаты отгрузки. Если вы посмотрите на цифры в этом году, то наш импорт из Казахстана сильно увеличился. За первые два месяца он превысил 100 миллионов долларов, в основном это исключительно нефть.
Третий столп связан с присутствием в Казахстане крупнейшей венгерской энергетической компании MOL. MOL принимала участие в эксплуатации Федоровского блока, что очень важно с точки зрения будущей энергетической ситуации в стране и в соответствии с планом разработки месторождения, который был представлен MOL и утвержден недавно, в течение этого года, в четвертом квартале, начнется эксплуатация газа. Так что по газу, по нефти и атому мы можем хорошо сотрудничать, и это составляет основу нашего сотрудничества.
Энергетический сектор имеет решающее значение для обеих стран. Видите ли вы расширение сотрудничества в этой области, и можем ли мы предположить, что Казахстан может стать партнером Венгрии в области альтернативной энергетики?
Я бы не сказал «альтернативный», потому что мы не хотим заменять существующий энергетический баланс, но мы рассматриваем это партнерство как хороший источник диверсификации. Для нас очень важна диверсификация в сфере энергоснабжения. Мы абсолютно удовлетворены нашим энергетическим сотрудничеством с Россией. И нефтегазовое сотрудничество с Россией мы считаем надежным. Но, конечно, диверсификация всегда должна быть стратегической целью, и поэтому Казахстан может стать для нас хорошим решением.
Казахстан является частью региона Центральной Азии, а также Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Беларусь, Кыргызская Республика и Россия. С другой стороны, у нас есть еще одна соседняя страна, Китай, который становится крупным экономическим партнером в рамках инициативы «Один пояс, один путь». На ваш взгляд, как все это повлияет на экономические отношения ЕС и Венгрии, особенно с Казахстаном и регионом?
Мы действительно рассматриваем Центральную Азию как регион, имеющий стратегическое значение. Мы не случайно присоединились к Организации тюркских государств в качестве наблюдателя, потому что считаем, что этот регион мира быстро развивается.
Мы решительный сторонник евразийской идеи – идеи евразийского сотрудничества. Мы хотели бы, чтобы Центральная Азия повышала свою роль в сотрудничестве с Европой, в том числе в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Я горжусь тем, что я был первым министром иностранных дел в Европейском союзе, который восемь лет назад подписал соглашение о сотрудничестве с Китаем по реализации инициативы «Один пояс, один путь». Мы, как страна, расположенная в центральной части Европы, хотим, чтобы Восток и Запад сотрудничали. Мы верим в связность, а не в блоки. И мы считаем, что инициатива «Один пояс, один путь» — это хороший актив, когда речь идет о подключении в будущем.
В глобальном масштабе внешнее партнерство для Европы жизненно важно. Мы рассматриваем Центральную Азию как регион, сотрудничество с которым поможет Европе стать сильнее в экономическом плане.
Источник: Astana Times