В последние годы регионы Центральной Азии и Кавказа столкнулись с множеством сложных проблем, требующих согласованных усилий и регионального сотрудничества. Эти проблемы, начиная от воздействия изменения климата и заканчивая отсутствием продовольственной безопасности и экономическими последствиями геополитических конфликтов, тесно взаимосвязаны и не могут быть эффективно решены по отдельности. Директор Азиатского банка развития (АБР) по региональному сотрудничеству в Центральной и Западной Азии Лязиза Сабырова объясняет, как региональное сотрудничество может решить эти проблемы и как АБР поддерживает регион через Программу Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).
ЦАРЭС представляет собой партнерство 11 стран и партнеров по развитию, работающих вместе для содействия устойчивому развитию посредством сотрудничества. Казахстан участвует в программе РЭЦЦА с 1997 года, как один из членов-основателей.
В настоящее время самые большие проблемы связаны с геополитическими конфликтами и последствиями изменения климата. Во многих странах наблюдается высокая инфляция, вызванная перебоями в цепочках поставок в результате российско-украинского конфликта.
«Хотя переселение многих россиян в Среднюю Азию и на Кавказ привело к росту потребления и деловой активности, непредвиденные выгоды могут быть временными, и возникают долгосрочные проблемы. Это усиливает потребность стран в диверсификации торговых путей и их экономических связей. Это будет лучше для экономического роста и продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе», — сказала Сабырова.
По данным АБР, в 2022 году рост в регионе составит 5,1%, что выше первоначального прогноза в 3,6%. Однако в Казахстане рост замедлился до 3,2% из-за перебоев в добыче нефти, волатильности обменного курса и более высоких процентных ставок в результате жесткой денежно-кредитной политики.
Экологические проблемы нависают над регионом
Центральная Азия и Кавказ особенно уязвимы к изменению климата, нехватке воды и стихийным бедствиям. Некоторые из этих последствий изменения климата становятся все более очевидными в последние годы. Сельскохозяйственный сектор, который является важнейшим источником средств к существованию и продовольственной безопасности для многих сообществ в регионе, особенно уязвим к последствиям изменения климата.
«Между тем, изменение климата вызывает более экстремальные погодные явления, которые угрожают жизням и источникам средств к существованию, как мы видели в прошлогоднем разрушительном наводнении в Пакистане. Более суровые погодные условия сказываются на урожайности сельскохозяйственных культур и ставят под угрозу продовольственную безопасность. Изменение климата также вынуждает регион переходить на чистую энергию, что особенно сложно для некоторых стран, которые в значительной степени зависят от ископаемого топлива как для экспорта, так и для производства энергии», — сказала Сабырова.
Сабырова вторит тому, что многие эксперты говорили ранее о важности регионального сотрудничества.
«Средняя Азия и Кавказ хорошо известны своими вкусными и питательными сельскохозяйственными продуктами. Страны региона должны работать над увеличением торговли этими продуктами, чтобы обеспечить достаточное количество продовольствия по разумным ценам», — добавила она.
Меры должны включать модернизацию и гармонизацию стандартов качества продуктов питания и процедур пересечения границ, что ускорит и упростит транспортировку товаров из одной страны в другую.
«Один из подходов заключается в том, чтобы решить как количество продукции, например, ослабив эффект сезонности, с помощью логистических и маркетинговых операций, так и стандарты качества и безопасности продукции, поддерживая ее предварительную сертификацию для экспортных рынков. Они применялись в некоторых странах, в том числе в Армении, Грузии и Узбекистане, для дорогостоящих садовых продуктов, таких как яблоки, гранаты и вишни, среди прочего», — сказала Сабырова.
Устойчивое производство продуктов питания идет рука об руку с управлением водными ресурсами. Нехватка воды была ключевой проблемой, поскольку регион сталкивается с ростом населения, повышением сельскохозяйственного спроса, неэффективными методами управления водными ресурсами и изменениями в характере осадков, вызванными изменением климата.
«Важно, чтобы страны Центральной Азии координировали управление своими общими водными ресурсами, такими как реки Амударья и Сырдарья, чтобы обеспечить достаточное количество воды для орошения. Страны также могут обмениваться знаниями о современных, устойчивых к изменению климата технологиях и методах, позволяющих максимально повысить продуктивность сельского хозяйства. ЦАРЭС — это фантастическая платформа для того, чтобы страны могли собраться вместе для решения общих проблем, таких как отсутствие продовольственной безопасности. В ноябре прошлого года министры стран-членов одобрили рамки сотрудничества, в которых изложено, как они могут сотрудничать в области развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности», — сказала она.
Транспорт и связь
«В регионе есть несколько стран, не имеющих выхода к морю, в том числе Узбекистан, одна из двух стран мира, не имеющих выхода к морю, поэтому крайне важно построить эффективные наземные транспортные сети. С 2001 года в транспортные проекты, связанные с ЦАРЭС, было инвестировано более 30 миллиардов долларов США. Результатом этих проектов стало около 10 000 километров новых или улучшенных дорог и более 5 400 километров новых или улучшенных железных дорог», — сказала Сабырова.
Прогресс, достигнутый странами в удешевлении и ускорении грузоперевозок, остановился из-за пандемии COVID-19. Однако ситуация нормализуется, сказала Сабырова.
«ЦАРЭС использует данные об автомобильных и железнодорожных грузоперевозках в режиме реального времени для отслеживания эффективности перемещения товаров по шести транспортным коридорам ЦАРЭС, пересекающим регион и связывающим страны-члены», — добавила она. «Нам необходимо обеспечить как можно более плавный переход между автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом, чтобы стимулировать торговлю и туризм и максимизировать положение региона как ворот между Европой и остальной Азией».
Делаем электроэнергию более эффективной и надежной
Несмотря на богатые запасы энергии, регион борется с недостатком мощностей по выработке электроэнергии. Устаревшие электростанции, неадекватные инвестиции в инфраструктуру и ограниченный доступ к современным технологиям привели к несоответствию между спросом и предложением электроэнергии, что часто приводит к перебоям в подаче электроэнергии и ненадежному электроснабжению, что сказывается на домашних хозяйствах, предприятиях и промышленности.
«Регион содержит богатые запасы энергии, но они распределены неравномерно. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, например, богаты ископаемым топливом, а Кыргызская Республика и Таджикистан располагают обширной гидроэнергетикой. Тем не менее, зимой страны, богатые гидроресурсами, страдают от нехватки электроэнергии из-за снижения расхода воды и повышения потребности в отоплении», — сказала она.
«Решение для этих стран состоит в том, чтобы торговать энергией, что подразумевает улучшение физических взаимосвязей между странами и улучшение сотрудничества между сетевыми операторами. Исследование АБР показало, что если бы семь стран региона совместно использовали резервные мощности по мере увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии, они могли бы сэкономить до 230 миллионов долларов в год», — добавила она.
ЦАРЭС поддерживает проекты и реформы, которые помогут сделать электроэнергию в регионе более надежной, с инвестициями почти 9 миллиардов долларов США в энергетические проекты, связанные с ЦАРЭС, с 2001 года.
«Эти проекты позволили увеличить мощность выработки электроэнергии более чем на 130 000 мегаватт и установить или модернизировать более 640 000 километров линий электропередачи», — сказала Сабырова.
Регион нуждается в инвестициях в чистую энергетику
Сабырова отметила, что энергоэффективность в регионе низкая «из-за устаревающей инфраструктуры, низких цен на энергию и пробелов в законодательстве».
«Установленная солнечная и ветровая мощность в настоящее время составляет около 5% от общей мощности, несмотря на богатый потенциал возобновляемых источников энергии в регионе», — добавила она.
По ее словам, регион ЦАРЭС (за исключением Китайской Народной Республики) нуждается в инвестициях в энергетику почти на 340 миллиардов долларов к 2030 году, чтобы обеспечить зеленый рост. Однако текущие инвестиции составляют лишь четверть этой суммы, и большинство из них приходится на государственный сектор.
«Региональное сотрудничество может помочь увеличить государственные и частные инвестиции в производство возобновляемой энергии и энергоэффективность, что может помочь удовлетворить растущие потребности региона в энергии, ускорить переход к низкоуглеродному режиму и достичь целей в области климата», — сказала она.
Источник: Astana Times